Главная » Статьи » Пресса
Читает: 4050 | Скачать: | Рейтинг: 5.0/1

Поправки в закон «О несостоятельности (банкротстве)

Поправки в закон «О несостоятельности (банкротстве)

В первом чтении приняты поправки в закон «О несостоятельности (банкротстве)», разрешающие признавать банкротами частных лиц

Госдума приняла в первом чтении проект закона о внесении изменений в федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».
Согласно законопроекту, гражданин, попавший в трудную жизненную ситуацию, сможет сам обратиться в суд с заявлением о банкротстве
 Документ предполагает возможность гражданина обратиться в арбитражный суд с иском о признании себя банкротом. В таких случаях будет применяться реструктуризация долгов на шесть месяцев.

Заявление о признании гражданина банкротом принимается арбитражным судом, если требования к такому нему в совокупности составляют не менее 50 тыс. рублей и они не исполняются в течение трех месяцев. Гражданин будет вправе привлечь для участия в деле о банкротстве финансового управляющего. Суд обязан рассмотреть заявление в течение четырех месяцев, признав гражданина банкротом или дав ему полгода на разработку плана реструктуризации. План рассчитан не более чем на пять лет и подлежит утверждению собрания кредиторов и суда. После этого прекращается начисление пеней и неустойки по кредитам, снимается арест на имущество. Если гражданин вовремя и точно исполняет план, он становится свободным от долгов. По замыслу авторов, закон призван защитить заемщика.

 

Впрочем, по мнению банков, законопроект несет в себе ряд рисков. Например, сумма 50 тыс. рублей должна быть увеличена хотя бы до 100 тыс., так как наивысший уровень просрочки приходится на кредиты от 30 до 100 тыс., считает директор департамента продаж и продуктов Росгосстрах банка Вилен Ли. Иначе большое количество заемщиков захотят признать себя банкротами, чтобы просто не платить по долгу: в первый год действия закона с заявками могут обратиться более 200 тыс. человек.  Еще одной проблемой является то, что значительная часть корпоративных кредитов обеспечена поручительством физлиц, прежде всего в секторе кредитования СМБ. И волны банкротств физических лиц могут привести к значительному ухудшению качества корпоративных кредитов. Наконец, весьма болезненный момент – недостаточно прописанная процедура возврата долгов. Так, часть заемщиков сможет запросто скрыть источники дохода, фактически имея средства для погашения задолженности: «серые» зарплаты, переписанное на родственников имущество и другие возможности, а недобросовестные заемщики будут «готовиться» к банкротству.  

Выгода неплатежеспособных граждан от принятия законопроекта в том, что государство сможет взять на себя ответственность за их положение, объясняет начальник управления внедрения персонального финансового планирования ФГ БКС Сергей Дейнека. Плюсы банков в том, что они избавятся от просроченных долгов, которые портят отчетность, а также сократят издержки на обращения к коллекторским службам. Но есть и риски. Для граждан они в том, что с принятием закона банки наверняка пересмотрят кредитную политику и ужесточат требования к рассмотрению заявок. Риски же для банков – это создание благодатной почвы для разного рода мошеннических махинаций.

Тем не менее в текущих экономических условиях закон актуален, так как благодаря ему в России могут утвердиться цивилизованные формы общения кредиторов и неплатежеспособных должников, без «выбивания» долгов с помощью коллекторов, уверен Сергей Дейнека. Если у кредиторов возникнут проблемы с возвратом долгов, это, вероятно, заставит их пересмотреть стратегию привлечения клиентов и отказаться от откровенного заманивания клиентов, заставляя их подписывать обязательства, серьезность которых заемщики не могли осознать в полной мере.

Действительно, в настоящее время вопрос банкротства физических лиц законодательно не урегулирован, поэтому его принятие совершенно необходимо, считает начальник юридического отдела Ланта-банка Мария Крючкова. Однако к указанному законопроекту было предложено множество поправок, большинство из которых законодатель не принял, ориентируясь на защиту физических лиц. Так, законопроект содержит перекос, позволяющий недобросовестным заемщикам уклоняться от выполнения взятых обязательств. Банковское и юридическое сообщество всегда выступало за урегулирование отношений банков и заемщиков в рамках закона, но хотелось бы, чтобы обе стороны процесса находились в равном правовом положении.

Законодателям, полагает Вилен Ли, действительно стоит более тщательно проработать варианты исполнения обязательств. Максимально четко должен быть продуман и механизм фильтрации «ложных банкротов». На первых порах после принятия законопроекта можно ожидать некоторое сжимание рынка потребкредитования. В рамках процедур банкротства будет создаваться определенная база «должников», аналог БКИ, которой будут пользоваться многие банки, соответственно, отказывая в повторных выдачах подобным гражданам. В результате может произойти переток клиентов из банков в МФО, гораздо более рискованный сектор. С другой стороны, теперь банки, выдавая кредиты свыше 50 тыс., могут значительно ужесточить требования к заемщикам, заранее закладывая риски возможной процедуры банкротства и повышая ставки. Но и заемщикам все-таки придется задуматься: инициировать процедуру банкротства, ставя своеобразное клеймо на кредитной истории, или все-таки добросовестно выплачивать долг.

Но законопроект вряд ли будет принят в текущем виде, говорит партнер компании «Налоговик» Сергей Варламов. Сейчас он защищает должника, не учитывая интересы банков. Скорее всего, будут приложены все усилия для корректировки законопроекта с целью расширения возможностей контроля над должником. Даже если этого не будет сделано до принятия закона, эти изменения могут быть внесены уже после подписания акта президентом. Но тогда закон будет представлять собой простой популистский шаг: сначала гражданам объявят о финансовых свободах, а потом ситуация с неплатежами в кредитной сфере ухудшится.

Закон нужно сформулировать так, чтобы он способствовал выводу должника из тяжелой ситуации, чтобы его финансовая грамотность повышалась, чтобы спасение от нужды он искал не в кредитах, а в работе. Для этого реабилитационные процедуры должны включать в себя не только распродажу имущества и прощение долгов, но и стимулы для гражданина получать востребованную на рынке квалификацию. Сделать это можно через институт уголовного преследования, как бы это устрашающе ни звучало. К примеру, если неработающий должник в ходе банкротства уклоняется от устройства на работу, арбитражный управляющий может обратиться с заявлением в следственные органы на предмет наличия в действиях должника признаков преднамеренного банкротства. Эта мера поможет стимулировать граждан на исправление своего материального положения и создаст правовую базу для преследования кредитных мошенников.

источник:expert.ru

 

смотреть:Рабочая страница

Читать по теме:
Категория: Пресса |
Просмотров: 4050 | Теги: банкротство предприятия, банкротЪ 59ру, ucoz, Банкрот, банкротств, процедура наблюдение, банкротство организации, ликвидация, банкротство ИП, банкротство ооо | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar