Предприятие с признаками несостоятельности может быть признано банкротом. Процедура имеет сложную схему реализации, требует прохождения нескольких этапов и подлежит контролю со стороны исполнительных органов.

После проведения процедуры санации предприятие может выйти на новый уровень деятельности или подлежит ликвидации после признания его банкротом.

Признаки

Основным законом, регулирующим проведения процедур, выступает ФЗ № 127-ФЗ (Далее – Закон). Показателем вероятности банкротства выступает невозможность юридического лица выполнять обязательства по имеющимся долгам перед контрагентами – партнерами, сотрудниками, бюджетом.

Задолженность формируется по непогашенным предприятием обязательствам:

  • полученного товара, оказанных услуг и проведенных для должника работ;
  • приобретенного имущества;
  • начисленной заработной платы, компенсационных и социальных выплат;
  • долгам по не возвращенным своевременно кредитам и займам, процентам и штрафам по ним;
  • задолженностей по налогам, возникших при ведении деятельности и при исполнении обязательств в качестве налогового агента;
  • долгов перед учредителями по выплатам дивидендов или компенсаций проданных долей.

Закон регулирует неплатежеспособность юридических лиц различных организационных форм. В отношении индивидуальных предпринимателей применяется законодательство о банкротстве физических лиц.

Не рассматривается неплатежеспособность предприятий с целью возбуждения процедуры банкротства:

  1. Ведущих религиозную деятельность.
  2. Созданных для объединения и обслуживания политических партий.
  3. Зарегистрированных в качестве учреждений или казенных предприятий.

Определены показатели несостоятельности, выступающие признаками наступающего банкротства:

  • задолженность по обязательствам в размере, превышающем 100 тысяч рублей. Сумма может образоваться по совокупности долгов в отношении разных лиц. Все кредиторы имеют равные права по претензиям, что позволяет им объединить требования;
  • пропуск срока погашения задолженностей превышает 3 месяца. Отсчет срока ведется от даты возникновения обязательств.

При совокупности признаков судами рассматриваются заявления о возбуждении банкротства.

Как начать

Процедура банкротства возбуждается Арбитражным судом. Обращение в судебные органы о признании банкротом могут осуществить:

  • предприятия, желающие в добровольном порядке пройти процедуру банкротства;
  • кредиторы, в отношении которых предприятие нарушило обязательства.

Процедура банкротства начинается после принятия Арбитражным судом заявления. Исполнительный орган по материалам дела проводит:

  • экспертизу на предмет обнаружения признаков преднамеренного банкротства;
  • экономическую оценку признаков для подтверждения правомерности назначения процедуры несостоятельности;
  • назначение управляющего, ответственного за практическую реализацию процедуры на предприятии и следящего за соблюдением законности.

Кандидатура подбирается из числа лиц, имеющих высшее образование, прошедших специальные курсы и зарегистрированных в судебном органе.

Предприятие не имеет права влиять на выбор кандидатуры. Не назначаются на должность управляющих лица, состоящие во взаимозависимых отношениях.

В зависимости от этапа прохождения процедуры назначается внешний, конкурсный, временный, арбитражный управляющий в лице одного или разных кандидатов.

При назначении на должность управляющий имеет право подать самоотвод и не участвовать в процедуре конкретного предприятия.

Пошаговая инструкция банкротства юридических лиц

Арбитражный суд курирует фазы проведения процедуры и оценивают необходимость перехода к очередному этапу. Управляющий представляет в орган отчетность о показателях, расходах и предложениях.

Процедура банкротства предусматривает прохождение несколько этапов:

  1. Наблюдения.
  2. Оздоровления.
  3. Внешнего управления.
  4. Конкурсного производства.

Этап наблюдения является начальной стадией процедуры и предназначен для определения финансового состояния должника.

На этапе:

  • выявляются резервы, позволяющие покрыть кредиторскую задолженность, судебные издержки и другие затраты на проведение процедуры;

  • формируется реестр кредиторов;

  • составляется очередность погашения кредиторской задолженности;

  • определяется сумма конкурсной массы;

  • обеспечивается сохранность имущества;

  • снимаются аресты, наложенные на имущество и расчетный счет должника.

Сведения о начале проведения процедуры наблюдения публикуются в официальном вестнике аналогично уведомлениям, выпускаемых о ликвидации предприятий.

В течение 30 дней кредиторы, имеющие материальные претензии, выдвигают их для получения возможности покрытия долга.

Кредиторов, своевременно заявивших о требованиях, включают в реестр, что позволяет участвовать в принятии решений по управлению имуществом.

При пропуске срока, вызванного неуважительными причинами, получить сумму задолженности не представляется возможным.

Наличие уважительных причин, подтвержденных документально, позволяет кредитору восстановить срок для предъявления претензий в порядке судебного иска.

Этап оздоровления применяется к предприятиям, имеющим внутренние резервы для проведения санации. На этапе:

  1. Ограничиваются права руководства предприятия, круг функций очерчивается только консультированием.
  2. Назначается административный управляющий.
  3. Рассматриваются пути внедрения новых методов, выпуска продукции и реорганизации менеджмента компании.
  4. Замораживаются действия исполнительных листов.
  5. Формируются предложения для реструктуризации задолженности и ее отсрочке на период санации.

Процедура оздоровления проводится по инициативе и на основании предложений, представленных управляющим.

От эффективности мероприятий зависит возможность сохранения предприятия. Контроль сделок на этапе санации производится административным управляющим и собранием кредиторов.

По желанию управляющего для проведения санации в помощь предоставляются специалисты, позволяющие грамотно провести реорганизацию.

Кандидатуры помощников утверждаются судебным органом из числа управляющих, не имеющих практики самостоятельного проведения процедуры банкротства. В дальнейшем помощники становятся полноценными управляющими.

По результатам этапа оздоровления управляющий готовит предложения и отчет:

  • о графике реструктуризации и погашения задолженности;
  • об успешном проведении санации и прекращении процедуры оздоровления;
  • о переходе к процедуре внешнего производства;
  • о необходимости проведения конкурсного производства.

Процедура санации длится не более 7 месяцев и прекращается по результатам анализа и сформированной отчетности, представленной в Арбитражный суд.

Этап внешнего управления является продолжением процедуры санации и предназначен для возрождения предприятия. На этапе:

  1. Назначается внешний управляющий.
  2. От руководства компании отстраняются предыдущие управленцы предприятия.
  3. Права распоряжения производственными процессами переходят к управляющему и собранию кредиторов.
  4. Осуществляется проверка договоров, заключенных в предыдущих периодах и расторжение соглашений, составленных с нарушением.
  5. Проводится обновление материального парка и перепрофилирование производства.
  6. Осуществляется продажа части имущества.
  7. Изыскиваются финансовые возможности для покрытия части задолженности перед кредиторами.

Процедура внешнего правления является самостоятельным периодом. Решения, принятые на предыдущих этапах, не действительны для периода внешнего правления. Срок проведения этапа составляет 18 месяцев и может продлеваться на период не более полугода.

В процессе внешнего правления управляющий регулярно предоставляет отчетность для Арбитражного суда. При отсутствии возможности получения положительного результата назначается конкурсное управление.

Этап направлен на проведение мероприятий, подготавливающих предприятие к ликвидации. На этапе:

  • назначается конкурсный управляющий с переходом прав на руководство предприятием и процессами;
  • производится передача документации и имущества новому управляющему. В ряде случаев лицо, проводившее внешнее управление, продолжает деятельность в качестве конкурсного управления;
  • осуществляется продажа ликвидного имущества;
  • производится покрытие задолженности кредиторов;
  • составляются ликвидационный баланс и другая документация, необходимая для закрытия компании.

Конкурсное управление проводится в течение года и может продлеваться на срок до 6 месяцев. При продаже имущества организуется аукцион. Публичное оповещение о продаже имущества предотвращает возможности для махинаций.

Какие могут быть расходы

Процедура проведения каждого этапа банкротства сопровождается дополнительными расходами. В процессе формирования конкурсной массы в состав требований включаются траты, связанные с процедурой:

  • расходы на покрытие судебных издержек;
  • вознаграждение управляющему. Сумма назначается судом для каждой категории этапа. Минимальная сумма вознаграждения – 10 тысяч рублей. Размер оплаты зависит от масштаба предприятия. Сумма покрывается в числе первых из очередности погашений;
  • текущие расходы и платежи, связанные с содержанием имущества предприятия;
  • требования кредиторов, возникшие после формирования конкурсной массой (При пропуске срока претензий и его восстановления);
  • платежи в бюджет, не получившие отсрочку или реструктуризацию.

Право определять расходы имеется у собрания кредиторов. Лица могут выбрать исполнительный орган и поручить ему право принимать решение от лица кредиторов и производить контроль за тратами.

Возможные последствия

Процедура банкротства преследует цель оздоровления предприятия. Ликвидация осуществляется не во всех случаях проведения процедуры.

Законодательство продуманно определило проведение каждого этапа и возможность прекратить процедуру на любом этапе, в том числе и путем достижения мирового соглашения.

Положительными сторонами являются:

  • принятие под государственный контроль реализации производственных процессов;
  • привлечение подготовленных специалистов для проведения санации, внешнего правления;
  • оформление отсрочки по обязательствам и реструктуризации долга перед бюджетом.

К числу отрицательных сторон банкротства относят дополнительные траты по заработной плате управляющего, полный контроль сделок со стороны государства и продолжительность процедуры.

Судебная практика

В процессе применения положений Закона выявляются неточности, не позволяющие ясно трактовать положения.

Решения по неясным вопросам законодательства принимает Пленум ВАС РФ, к числу принятых пояснений последнего времени (№37 от 06.06.2014) относятся:

  • услуги по обслуживанию счетов предприятий, в отношении которых проводится процедура банкротства, отнесены к долгам первой очереди. Ранее плата учитывалась при погашении сумм 4-й очередности;
  • налог с доходов физических лиц включается в реестр наравне с долгами по заработной плате, относящихся к второй очередности. Ранее налог не подлежал включению в реестр;
  • суммы задатков при проведении торгов должны быть размещены на отдельном счете, открытом управляющим. Мера направлена на предотвращения списания сумм в счет обязательств должника;
  • отчисления текущего характера, направляемые в ПФР, определены как платежи четвертой очередности, реестровые – третьей. Ранее взносы принадлежали к платежам, погашаемым в порядке второй очередности.

Применение решений и постановлений осуществляется со времени опубликования и не распространяются на более ранние периоды.

Процедура банкротства юридических лиц имеет несколько вариантов развития, предлагаемых Арбитражным судом.

Каждый из этапов курирует управляющий – специалист антикризисного развития предприятий. В результате мероприятий компания может получить новый виток развития или прекратить деятельность путем ликвидации.

Видео: Банкротство юридических лиц